Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

ростоцкий станислав иосифович

Энциклопедический словарь

Росто́цкий Станислав Иосифович (1922-2001), кинорежиссёр, народный артист СССР (1974). Фильмам Ростоцкого присущи глубокое внимание к сокровенному миру человека и ярко выраженная гражданская позиция. Фильмы: «Дело было в Пенькове» (1958), «Доживём до понедельника» (1968), «А зори здесь тихие...» (1972), «Белый Бим Чёрное ухо» (1977) и др. Государственная премия СССР (1970, 1975), Ленинская премия (1980).

* * *

РОСТОЦКИЙ Станислав Иосифович - РОСТО́ЦКИЙ Станислав Иосифович (21 апреля 1922, Рыбинск, Ярославская область - 10 августа 2001, близ Выборга), российский кинорежиссер, народный артист СССР (1974). Ленинская премия (1980), Государственная премия СССР (1970, 1975). Фильмы: «Дело было в Пенькове» (1958), «Доживем до понедельника» (1968, Золотой приз Московского кинофестиваля), «А зори здесь тихие...» (1972), «Белый Бим - Черное ухо» (1977, номинация на «Оскар»), «Из жизни Федора Кузькина» (1989).

Еще школьником в 1935 участвовал в кинопробах на роль Степка в фильме «Бежин луг» С. М. Эйзенштейна (см. ЭЙЗЕНШТЕЙН Сергей Михайлович). В 1940-1942 учился на филологическом факультете ИФЛИ (см. ИСТОРИИ, ФИЛОСОФИИ, ЛИТЕРАТУРЫ ИНСТИТУТЫ (ИФЛИ)). В 1942-1944 воевал на фронтах Великой Отечественной войны. Придя с войны без ноги, поступил на режиссерский факультет ВГИКа, (см. КИНЕМАТОГРАФИИ ИНСТИТУТ) где учился в мастерской Эйзенштейна, а после его смерти у Г. М. Козинцева (см. КОЗИНЦЕВ Григорий Михайлович). Одновременно в 1946-1950 работал режиссером-практикантом на киностудии «Ленфильм».

Окончив ВГИК в 1952, Ростоцкий работал вторым режиссером на киностудии имени Горького, где и самостоятельно дебютировал в 1956 постановкой фильма из жизни деревни «Земля и люди» (по Г. Н. Троепольскому (см. ТРОЕПОЛЬСКИЙ Гавриил Николаевич)). Деревенской теме посвящена и следующая работа режиссера - «Дело было в Пенькове» (1958, по С. П. Антонову), одна из самых популярных лент советского кино с участием Вячеслава Тихонова (см. ТИХОНОВ Вячеслав Васильевич), Светланы Дружининой (см. ДРУЖИНИНА Светлана Сергеевна) и Майи Менглет. В этой картине ярко проявилась склонность Ростоцкого к лирическому и доверительному рассказу о человеческих судьбах.

Идущая от души лирика и искренняя человечность поведываемых историй делают привлекательными военные ленты Ростоцкого- «Майские звезды» (1959), «На семи ветрах» (1962), «А зори здесь тихие...» (1972, по Б. Л. Васильеву (см. ВАСИЛЬЕВ Борис Львович), номинация на «Оскар», Государственная премия СССР за 1975 год). Героика поступков людей во время войны для Ростоцкого связана не с масштабными фронтовыми действиями, а с «тихими» событиями, о которых не сообщается в сводках Совинформбюро (см. СОВИНФОРМБЮРО).

Кажется, что особняком в творчестве Ростоцкого стоит его самая совершенная картина - «Доживем до понедельника» (1968, главная премия Московского кинофестиваля 1969 года, Государственная премия СССР за 1970 год), драма из школьной жизни. Однако ставшая крылатой фраза «Счастье - это когда тебя понимают» из сочинения школьника, отстаивание достоинства любого человека, будь это любимый всеми учитель или никем не замечаемый ученик, негромкий пафос беззаветного и самоотреченного служения делу - все это превращает эту картину в ключевую не только в биографии постановщика, но и в истории отечественного кино.

Экранизация лермонтовских новелл «Бэла», «Максим Максимыч» и «Тамань» в фильме «Герой нашего времени» (1967) не считается большой удачей режиссера, хотя знаменателен выбор частей романа, где Ростоцкому оказались близки лирические темы любви, дружеских отношений между людьми и их контакта с миром «неравнодушной природы». Этот мотив единения человека со всем живым и одушевленным был выражен в еще одной версии произведений Троепольского - «Белый Бим Черное ухо» (1978, главная премия на кинофестивале в Карлови-Вари, номинация на «Оскар», Ленинская премия за 1980 год).

Обращение к древней истории в советско-норвежской картине «И на камнях растут деревья» (1985, сорежиссер К. Андерсен), хоть и не стало большой удачей, но тесно связано со сквозными темами лирико-патриотического творчества Ростоцкого. В своей последней работе «Из жизни Федора Кузькина» (1989, по Б. А. Можаеву (см. МОЖАЕВ Борис Андреевич)) он возвращается к началу собственной режиссерской биографии, вновь повествует о «земле и людях», только с большей открытостью и резкостью. В дальнейшем Ростоцкий не нашел себе места в российском кинематографе и предпочел поселиться вдали от Москвы - около Выборга. Умер в машине по дороге на фестиваль «Окно в Европу».

Ростоцкий выступал в качестве автора и соавтора сценариев ряда своих фильмов. С 1965 он был секретарем правления Союза кинематографистов СССР. Супруга режиссера - Нина Меньшикова (р. 8 августа 1928), российская актриса, снималась в фильмах «Девчата» (1962), «Доживем до понедельника» (1968). Их сын Андрей Ростоцкий (25 января 1957 - 5 мая 2002), российский актер и режиссер, снимался в фильмах «Дни Турбиных» (1976), «Конец императора тайги» (1978), «Эскадрон гусар летучих» (1981).

Большой энциклопедический словарь

РОСТОЦКИЙ Станислав Иосифович (р. 1922) - российский кинорежиссер, народный артист СССР (1974). Фильмы: "Дело было в Пенькове" (1958), "Доживем до понедельника" (1968), "А зори здесь тихие..." (1972), "Белый Бим - Черное ухо" (1977) и др. Ленинская премия (1980), Государственная премия СССР (1970, 1975).

Полезные сервисы